На высоком крутом берегу реки Вятки к северу от древнего Хлыновского кремля расположился Преображенский девичий монастырь. До настоящего времени дошло немного письменных источников XVII века, из которых можно почерпнуть лишь скудные сведения о жизни обители того периода.
В начале столетия Хлынов был небольшим деревянным городом, не имевшим ни одной каменной постройки. Он стоял на горе над рекой Вяткой. Сама природа придавала ему вид крепости. Вокруг города со всех сторон тянулись дремучие леса, а так как Хлынов был небольшим, местности, прилегающие к кремлю, оставались незаселенными. Пространство от кремля до Раздерихинского оврага долгое время считалось уединенным. На этом месте, вдали от городских построек, и была обустроена девичья обитель.
Путь устройства монастыря считался «чинопоследовательным». Основание монашеской обители происходило по разрешению высших иерархов. Местным властям направлялась царская грамота. Затем отводился земельный участок, строился монастырский храм, происходило его освящение и возложение антиминса на престол.
Письменные источники указывают разные даты основания девичьего монастыря. Более часты упоминания о нем в документах второй половины столетия. Письменные источники указывают разные даты основания монастыря (1623, 1624, 1635), но можно с уверенностью сказать, что он появился в конце первой четверти ХVII века. По «Истории российской иерархии» (ч.III) он основан в 1624 году, по списку с грамоты Михаила Федоровича Романова — 1635 г. В первой половине XVII века им была подарена монастырю икона преподобного Михаила Малеина. На сегодняшний день официально признана дата основания обители — 1624 год.
Основательницей обители, как известно, была игуменья Евфимия. Она родилась около 1587 г. Достигнув совершеннолетия, вышла замуж за Савву Толмачева, и вскоре в семье появился сын Иван, который позднее служил дьячком в Ильинской церкви монастыря и жил за обителью на посаде. Евфимия имела троих внуков: Данилу, который исполнял должность пономаря в той же церкви, Степана и Дмитрия.
Вероятно, овдовев и, будучи набожным человеком, Евфимия собрала 75 сестёр и начала строить церковь и кельи. Все постройки были деревянными. ХVII век был нелёгким периодом в жизни обители. Её часто опустошали пожары, и на протяжении всего столетия в монастыре не прекращались строительные работы. Он неоднократно перестраивался и каждый раз возводился на том же месте. Только в конце ХVII века по благословению архиепископа Ионы началось строительство каменного храма.
Первая каменная церковь в обители, которая до сих пор стоит на том же месте, была окончена и освящена в 1695 г. Эту дату называл автор «Временника…», где об этом событии писал так: «Лета 7204 (1695) сентября в 12 день освящена каменная церковь в девиче монастыре, строение гостиной сотни Андреева сына Гостева».
В первой четверти ХVIII столетия в Вятской епархии существовало 22 монастыря, из них четыре женских (Хлыновский, Преображенский, Слободской Спасский, Котельничский Введенский, Чердынский Успенский).3
В 1717 г. за высокой деревянной оградой Преображенской обители находились две церкви (каменная Ильинская и деревянная Преображенская), звонница, деревянные кельи и хозяйственные постройки. В обители проживало 75 сестёр в возрасте от 35 до 102 лет с игуменьей Варварой. У монастыря не было ни пашни, ни сенных покосов и угодий. Он существовал за счёт государственной дотации (денежной руги). Духовная жизнь монастыря в ХVIII в. была весьма непростой в связи с противоречивой государственной политикой. Церковная реформа Петра I (устранение патриаршества, введение Духовного регламента, распределение контрольных функций государственным органам) пошатнула духовные основы православия.
В 1721 г. был создан высший государственный орган – Святейший Синод, который ведал делами Православной Церкви. С этого времени увеличилось количество официальной документации, составлявшей объёмные тома в монастырском архиве.
Указ от 24 мая 1722 г. определял штаты монахов в каждом монастыре и их жалованье. Годовое содержание одного монаха составляло «денег пять рублев и хлеба пять четвертей». В этом указе предписывалось уменьшить в монастырях, находящихся на государственном содержании, треть или половину штатных монахов и монахинь и перевести их в те обители, в которых они питались трудами и рукоделием.
Указом от 7 января 1723 г. объявлялось «впредь монахов и монахинь не постригать». В 1727 г. в Преображенской обители проживало 60 монахинь во главе с игуменьей Феодосией. В монастырских храмах служили два священника, один дьячок, два пономаря.
Каждый год игуменье с сестрами выделялось «на пропитание хлеба ржи и ярового 183 четверти, на братскую пищу, на покупку соли и протчих припасов и на всякую одежду и на обувь денег 183 руб., на церковные потребы и починки постройки и прочее монастырское строение 30 руб., попам и причетники на пропитание денег 20 руб., хлеба ржи и ярового 213 четвертей.
Всего в расход впредь быть надлежит повсягодно денег 233 руб., хлеба ржи и ярового 213 четвертей». Монастырь был небогатым, и обеспечивал сёстрам лишь прожиточный минимум.
В первой половине ХVIII столетия в обители проживало: 1717 г. — 76 монахинь, 1735 г. — 85 монахинь, 1739 г. — 50 монахинь, 1745 г. — 39 монахинь, 1747 г. — 28 монахинь.
В ГАКО удалось обнаружить уникальный документ – подробный список монахинь монастыря 1735 г. В нем указаны 84 монахини во главе с игуменьей Феодосией. По этому документу можно получить представление о социальном происхождении и возрасте обитательниц монастыря (от 30 до 120 лет).
Среди сестёр обители преобладали вышедшие из крестьянского сословия, таковых было 41 чел. Из посадского населения вышло 24 монахини. Сама игуменья Феодосия Стефановна Оревкова – тоже дочь посадского жителя г. Хлынова. К духовному сословию принадлежало 7 монахинь, 6 вышло из солдатских семей. Из 85 монахинь в обители проживало 16 девиц и 69 вдов.
В 1735 г. в монастыре числилось 80 вятчанок. Среди них из г. Хлынова — 25 чел., из г. Слободского — 3 чел., из г. Котельнича — 2 чел., из г. Орлова — 1 чел. Остальные происходили из уездов Вятской провинции: из Хлыновского уезда — 42 чел., из Котельничского уезда — 4 чел., из Слободского уезда — 2 чел., из Орловского уезда — 1 чел. Три монахини приехали из Москвы и одна из Великого Устюга. Обряд пострижения обычно проводили иеромонахи Вятского Успенского Трифонова мужского монастыря.
Из документа 1735 г. видно, что подавляющее большинство девушек и женщин, искавших приюта в монастырских стенах, уходили в обитель по душевной склонности или от житейских невзгод.
Настоятельница монастыря – игуменья Феодосия осуществляла духовное управление обителью, наблюдала за поддержанием в ней порядка, заботилась об ее благоустройстве. На имя игуменьи подавались личные послания, доношения, соображения по различным вопросам.
Монастырская жизнь не была праздной. Сестры жили в кельях по несколько человек, чтобы опытные монахини общались с вновь постриженными. В кельях обычно находились иконы, книги, рукомойник. Монахини много молились, много трудились, выполняли церковные и хозяйственные работы, занимались рукоделием, выделывали льняную пряжу, пряли, ткали, шили одежду из простого полотна, пекли хлеб, изготовляли свечи. Старшие монахини по возрасту и болезням освобождались от послушания. В тяжёлые для монастыря дни пищу принимали два раза в день, третий обед полагался только немощным и больным сестрам. Бывали дни, когда в монастыре не было даже хлеба. На стол подавались морковь, репа, капуста, горох, грибы, уха.
Экономическое положение монастыря было нелегким. Не хватало средств на самое необходимое. Чтобы пополнить церковную казну, игуменья Маргарита Тухаринова (имя впервые вводится в научный оборот) 2 августа 1744 г. обратилась с доношением к Варлааму, епископу Вятскому и Великопермскому, в котором просила разрешить носить древнюю икону святых мучеников и исповедников Гурия, Симона и Авива из Преображенской обители вместе с образом Спаса Нерукотворного из Спасского собора в крестный ход вниз по реке Вятке с 3 сентября по 10 ноября «для всенародного моления на строение церковной кровли прочую нужду».
Крестный ход с древней иконой продолжался до 1782 г. С этого года по просьбе протоиерея Спасского собора для завершения каменного строительства в крестном ходе носили только образы этого храма. Каменная Преображенская церковь монастыря была построена в 1696 году вятскими мастерами. В середине ХVIII века к церкви пристроили трапезную (переделана в 1803 г. по проекту арх. Ф.Рослякова). С окончанием постройки в 1796 году хождение с иконой Гурия, Симона и Авива из Преображенского девичьего монастыря был возобновлено.
План монастырских строений (из книги И.В. Беровой «Прогулки по старой Вятке»; Киров, 1995). Черным цветом — сохранившиеся постройки.
1. Преображенская церковь, 1696 г.
2. Церковь Тихвинской иконы, 1838 г.
3. Настоятельский корпус, 1838 г.
4. Северо-западный корпус келий, 1870-1883 гг.
5. Церковь в честь иконы Утоли моя печали.
6. Монашеские кельи, 1830-е гг.
7. Пекарня, нач. ХIХ в.
8. Сторожка, 2-я пол. ХХ в.
9. Южная ограда, серед. ХХ в.
10. Дом Ольги и Елизаветы, 1860-е гг.
11. Монашеские кельи, серед. ХХ в.
12,13. Монашеские кельи, кон. ХХ в.
14. Северо-восточная башня, 1830-е гг.
15. Восточная ограда и ворота, 1830-е гг.
1736-1737 г. были горестными для обители. После «запретительного указа 1723 г. о пострижении» в Вятскую епархию пришло предписание о расстрижении тех монахов и монахинь, которые приняли постриг после указа. К доношению в архиерейский духовный приказ от 9 сентября 1737 г. приложена ведомость иеромонаха Успенского Трифонова монастыря Герасима о расстрижении в Хлыновском Преображенском женском монастыре, в котором указывались имена 10 монахинь в 1736 г., 45 — в 1737г.
Документ заканчивался словами: «Вышеобъявленные монахини расстрижены… и посланы с письмами известиями на прежние жилища». Это событие было большим потрясением для многих обитательниц монастыря. Несмотря на это, к концу первой половины ХVIII в. Хлыновский Преображенский девичий монастырь был одним из наиболее крупных среди женских обителей Вятской и Великопермской епархии.
В 1770 г. была возведена монастырская колокольня, в 1821 г. она была перестроена. В 1838 г. с запада к колокольне был пристроен настоятельский корпус с домовой церковью Тихвинской иконы Божией Матери.
Расцвет обители приходится на вторую половину ХIХ века, особенно на время управления игуменьи Емерентианы (1862-1889). При ней в монастыре были открыты школа и различные мастерские, а также выстроен северо-западный каменный келейный корпус в русском стиле (1870-83, арх. А.С. Андреев) с домовой церковью в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение».
В 1891 г. при монастыре открыто женское отделение миссионерской школы Вятского братства Николая чудотворца. Действовали мастерские: живописная, позолотная и рукодельная. После октябрьской революции монастырь жил еще год и был закрыт в 1918 году, но несмотря на сложное время богослужение в нем совершалось до 23-го года.
Сохранилось письмо, которое писали сетстры Преображенского девичьего монастыря в ликвидационную комиссию:
«Мы, сестры трудовой общины, узнали, что нашу церковь хотят ломать. А мы знаем, что есть справедливость, и теперь в особенности она есть, и поэтому решили написать письмо братьям-товарищам… Мы молим и просим только об одном: оставьте нам нашу церковь — это наша жизнь. Нам всем легче лишиться жизни, чем потерять эту церковь. Мы все труженицы-крестьянки эту церковь строили своими руками. Мы сами носили на себе камни, кирпичи, глину, и только мастера мужчины нам выложили стены. Мы сами шпаклевали, делали резьбу на иконостасе, золотили, писали иконы. Эта церковь — наша душа, наша радость. Оставьте ее нам. А мы по-прежнему будем работать на товарищей красноармейцев: мыть полы в казармах, топить печи, шить рубашки, печь хлеба. С какими бы просьбами они к нам ни обращались, мы всегда рады услужить: делиться и имуществом нашим с ними. Мы глубоко верим, что эта просьба — крик нашей наболевшей души — будет услышана, и мы получим радостный для нас ответ. Подписуемся: все сестры общины».
В 1924 г. монастырь закрыли. Колокольня была разрушена, храмы осквернены и переоборудованы под жилье, таким образом в советское время в здании монастыря располагались общежитие, спортивная школа, и прочие организации.
В 1991 году по ходатайству правящего епископа (позже митрополита) Хрисанфа здание возвращено Вятской епархии. В 2001 году игуменья София (Розанова) с сестрами положили начало возрождению древней обители. В 2003 году на главном храме монастыря был восстановлен купол.
В 2005 году состоялось торжественное перенесение мощей святителя Виктора епископа Вятского и Глазовского, стали совершаться богослужения.
В 2014 году, по благословению митрополита Вятского и Слободского Марка, на храм в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» были подняты шесть новых куполов с золочеными крестами. Сегодня в здании этого храма располагается спортивная школа, но согласно вышедшему закону в ближайшее время его надлежит вернуть Церкви.